"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен". Расул Гамзатов
Современные мамы… Все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной как средства развития ребенка и общения с ним.
Между тем специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна. Поэтому если мама не уверена в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен перед сном. Несравнимо более важен эмоциональный посыл, который она направляет ребенку.
Интересно, что колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих "секретов": в них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь, ударения в словах подчиняются своему ритмическому рисунку, они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок в первый раз знакомится с миром.
Несколько лет назад, бродя по окрестностям Гранады, я услышал пение деревенской женщины, которая баюкала своего ребенка. Давно уже я замечал, как печальны колыбельные песни нашей страны, но никогда раньше я не чувствовал эту истину так ясно. Подойдя поближе к поющей, чтобы записать песню, я увидел, что это хорошенькая, бойкая андалузка, без малейшего налета меланхолии; но живая традиция совершала в ней свою работу, и она добросовестно выполняла ее веления, словно слушаясь властных древних голосов, шумевших в ее крови. С тех пор я начал собирать колыбельные песни всех провинций Испании; мне вздумалось узнать, как же убаюкивают своих детей женщины моей родины, и через какое-то время у меня сложилось впечатление, что Испания выбирает мелодии самой глубокой печали, слова самой унылой выразительности, чтобы окрасить ими первый сон своих детей. Речь идет об одном типе или одной песне определенной местности; нет, все провинции в этом виде пения особенно ярко проявляют свое поэтическое своеобразие и глубину своей печали, от Астурии и Галисии до Андалузии и Мурсии, через Кастилию, простертую на своем шафранном ложе...
Читать дальше...
Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь. Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы N 2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент.....
Читать дальше...
Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, — не просто элемент фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка...
Читать дальше...
Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Гумилева, Набокова, Бродского и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Усачёва, Токмаковой и Аким – всех не перечислить! И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок-исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Башлачёва, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Выходит, что авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведческая наука обделяет вниманием этот феномен, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям в выборе песен для своего ребенка, и объяснить чем авторские колыбельные песни и стихотворения отличаются от фольклорных и оценить их пользу для психики малышей...
Читать дальше...