С наступлением ночи мир погружается в сон. Последовательность ощущений, переживаемых во сне человеком, называется сновидениями. Фазу сна, во время которой возникают сновидения, часто называют парадоксальной, или фазой "быстрого" сна, из-за очевидного противоречия между исключительной активностью мозга и практически бездействующим телом. Сновидения дарят нам ощущение полноценной жизни в несуществующем мире, зачастую разительно контрастируя с повседневной жизнью. Сны, как правило, переживаются как невероятное приключение, события в нём не воспринимаются как чрезмерные, хотя носят необыкновенно интенсивный характер, и кажется, от любой мелочи зависит сама жизнь.
Во сне различия между воображаемым и реальностью исчезают, в состоянии сна, по словам Жан-Поля Сартра, мы лишаемся "категории реальности": сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Проникающие в сон внешние стимулы - звуки, изменение температуры в комнате - становятся частью сновидения. Во сне ранее увиденные образы, лишь промелькнувшие в реальности, становятся целыми сценами или картинами. Во сне ничто не кажется странным - ни говорящие деревья, ни летающие рыбы, ни способность читать чужие мысли.
Сны редко (если вообще когда-либо) воспроизводят прошлые или недавние события так, как они происходили. Сон собирает вместе людей и события, которые не могли бы столкнуться друг с другом в реальности. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: "Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью".
Если рассматривать сон в его "собственном царстве", следует признать, что он творит свой мир по принципам, не имеющим ничего общего с действительностью бодрствующего человека. Но в то же время мы не рассматриваем поэтические образы как искажение реальности, хотя они порой бывают еще более причудливы, чем сны. Такие образы воспринимаются как метафоры, имеющие внутреннее сходство с реальным объектом. Образ сновидения становится буквальной метафорой: во сне сходство превращается в идентичность, и только проснувшись, мы думаем о сне как о странном и невероятном. На этом и основано его очарование как опыта "другой реальности", где, как мы подозреваем, и лежат глубинные секреты нашего существования.
В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного, между прочим, от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).
Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения. "В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
Уже упомянутая связь сна и смерти всегда была очевидна. В представлениях наших предков сон был неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".
Древним египтянам пространство сна представлялось как бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: это боги, умершие предки и другие спящие люди, с одной стороны, и злые духи, призраки и проклятые, не прошедшие загробный суд богов умершие, с другой. Согласно древним текстам, во сне человеку открывались тайные и недостижимые области вселенной, к нему являлись боги-защитники, сны несли информацию о будущем, направляли и предостерегали. Контакты с сущностями из мира снов, зачастую непредсказуемые, считались опасными для неподготовленных сновидцев.
Именно духи Сна, по мнению аборигенов Австралии, сотворили землю и все живое. Для них Сон - это вневременной момент сотворения мира, а значит во сне человек способен понять Истину. Австралийцы говорят, что эту таинственную силу можно ощутить в священных местах, особенно там, где и поныне совершаются традиционные ритуалы.
В общем, персонифицированным богом сновидений был, пожалуй, только Морфей у греков, у остальных народов - в основном сон был связан с обрядностью. Самыми интересными, и, пожалуй, актуальными, являются славянские обряды и поверья, связанные со снами.
У славян, как и у многих других народов, было распространено представление, что во время сна душа человека, а особенно - ведьмы, временно покидает тело, в различном облике (чаще всего зооморфном) выходя из его рта, и путешествует по местам, которые человек видит во сне. Этим объясняли опасность резко будить или тревожить крепко спящего человека - его душа не сможет найти пути назад, и человек заболеет или даже умрет. Смех во сне значит, что человека забавляют ангелы, зубовный скрежет - борьба с чертями. Разговаривать во сне считалось не к добру, однако если в этот момент взять спящего за мизинец, он расскажет всю правду.
Чтобы просыпаться в желаемое время, нужно носить на шее специальную косточку из петушиного крыла или ударить большим пальцем ноги о дно кровати несколько раз, обозначая час, когда нужно проснуться.
Запреты и предписания касались и позы спящего, его одежды. Спать следовало ложиться головой к Красному углу и поперек половиц (вдоль клали покойников). Мужчине нельзя спать на животе, а женщине, особенно беременной, - на спине, дабы не стать жертвой нечистой силы. Спать следовало на правом боку, чтобы уберечься от злых духов, мучающих человека по ночам, однако в некоторых местностях считали, что так можно придавить ангела-хранителя.
Сны, приснившиеся человеку, спящему на правом боку, сбываются, а вон навзничь или ничком - нет. Это зависит также и от фазы Луны, дня недели и времени суток - сон на понедельник "пустой", "праздничный сон до обеда".
Чтобы запомнить приснившийся сон, клали под голову камень, а проснувшись, кусали угол подушки и избегали смотреть в окно. Чтобы поскорее забыть сон, брали себя за темя. При желании присниться человеку, увиденному во сне, переворачивали подушку. Чтобы не сбылся страшный сон, также переворачивали подушку, выворачивали наизнанку белье и наволочку, не рассказывали сон три дня, вешали полотно на придорожный крест в дар Богу, садились на поперечную лавку, хватались за дерево или за железо со словами: "Куда ночь, туда сон. Как не станет срубленное дерево на пне, чтоб так не стал сон на правде".
Вещие сны вызывались различными магическими способами: например девушки, чтобы увидеть во сне суженого, ложились спать натощак, клали под подушку мужские штаны, кольцо, гребень и т.п. и произносили специальное заклинание. По сновидениям гадали не только о женихе, но и выбирали место для строительства дома или церкви. Сербы верили, что можно передать свой сон другому человеку в Юрьев день до восхода солнца. Для этого окликали кого-нибудь, ждали, пока он отзовется, и говорили: "Передаю тебе сон на Юрьев день".
Вот и сказке конец, кто дослушал - молодец.
Спокойной вам ночи!
Анна Ламонова