ДЕТСКИЕ СКАЗКИ НА НОЧЬ
Какие
сказки читать на ночь
Влияние
сказок на психическое развитие ребенка
Сказкотерапия,
или сказочное лечение души
Толкование
детских сказок
Иллюстрации
детских сказок
В
объятиях Морфея, или сказки и были о снах
Библиотека
детских сказок
Сказки дервишей
•
Байазид и тщеславный человек
•
В парфюмерном ряду
•
Великан-людоед и суфий
•
Ворота в рай
•
Время, место и люди
•
Всадник и змея
•
Вспыльчивый человек
•
Глупец и верблюд
•
Горная дорога
•
Дервиш и принцесса
•
Древний сундук нури бея
•
Железный подсвечник
•
Змея и павлин
•
Золотое сокровище
•
Идиот в большом городе
•
Идиот, мудрый человек и кувшин
•
Индийская птичка
•
Иса и неверующие
•
Как было заработано знание
•
Как возникло предание
•
Как изменилась вода
•
Как ловить обезьян
•
Клятва
•
Когда смерть пришла в Багдад
•
Комар намус и слон
•
Королевский сын
•
Король и бедный мальчик
•
Король, решивший стать щедрым
•
Купец и христианский дервиш
•
Лавка светильников
•
Лечение человеческой кровью
•
Люди достижения
•
Маруф-башмачник
•
Муравей и стрекоза
•
Наследство
•
Неблагоприятное время
•
Ограниченность догмы
•
Плотина
•
Полезный и бесполезный
•
Посвящение Малика Динара
•
Почему глиняные птицы взлетели
•
Притча о жадных сыновьях
•
Притча о трех степенях
•
Птица и яйцо
•
Райская вода
•
Райская пища
•
Рыбак и джинн
•
Своенравная принцесса
•
Сказание о чае
•
Сказание об огне
•
Сказка песков
•
Слепые и слон
•
Слуги и дом
•
Сны и кусок хлеба
•
Собака и осел
•
Собака, палка и суфий
•
Странствующий, необычный и торопливый
•
Султан в изгнании
•
Сущность ученичества
•
Тимур-ага и язык животных
•
Торговля мудростью
•
Три дервиша
•
Три драгоценных кольца
•
Три истины
•
Три рыбы
•
Три совета
•
Три учителя и погонщики мулов
•
Туфли благочестивых людей
•
Увеличение необходимости
•
Ударь в этом месте
•
Фатима-прядильщица и шатер
•
Хлеб и драгоценности
•
Хозяин и гости
•
Хромой и слепой
•
Человек, который видел только очевидное
•
Человек, который помнил о смерти
•
Человек, который ходил по воде
•
Человек, у которого была необъяснимая жизнь
•
Четыре волшебных предмета
•
Щедрый человек
•
Экипаж
•
Языковед и дервиш
Сущность ученичества
Ибрахим аль-Каззаз рассказывал, что в юности он очень хотел присоединиться к обучающему мастеру. Он разыскал мудреца и попросился к нему в ученики.
- Ты еще не готов, - сказал учитель.
Но молодой человек настаивал.
- Что ж, хорошо, - согласился мудрец, - я научу тебя кое-чему. Сейчас я отправляюсь в паломничество в Мекку. Если хочешь, пойдем вместе. Ученик был в восторге.
Итак, они собрались в дорогу. Но перед тем как тронуться в путь, мудрец сказал: "Отныне мы с тобой спутники, и потому один из нас должен руководить, а другой - повиноваться. Какая роль тебе по душе?"
- Руководите мной, я буду повиноваться, - ответил юноша.
- Пусть будет по-твоему, если ты знаешь, как повиноваться. Путь их лежал через Хиджанскую пустыню. С наступлением темноты они расположились на ночлег. Вдруг полил сильный дождь. Мастер поднялся, достал кусок материи и, натянув ее в руках, стал им укрывать юношу от дождя.
- Но ведь это входит в мои обязанности, - запротестовал Ибрахим.
- Я приказываю позволить мне укрывать тебя, - прервал его мудрец.
Утром ученик сказал: "Если вы не возражаете, сегодня я буду руководить". Мастер согласился.
- Пойду соберу немного хвороста для костра, - сказал молодой человек.
- Ты не должен этого делать. Я сам принесу хворост, - сказал мудрец.
- Я приказываю вам остаться здесь, пока я буду собирать хворост.
Но мудрец возразил:
- Подобные занятия не для тебя, ибо принципы ученичества не согласуются с тем, чтобы подчиненный позволил руководителю обслуживать себя.
Вот так каждый раз мастер демонстрировал молодому человеку, что такое ученичество.
Они расстались у ворот Святого Города. Встретившись с мудрецом позднее, юноша пристыженно потупил взор.
- То, что ты узнал тогда, - сказал старец, - открыло тебе до некоторой степени сущность ученичества.
Ибрахим аль-Каззаз так определяет суфийский путь:
"ПОЗВОЛЬ ТОМУ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТЕБЯ, БЫТЬ СДЕЛАННЫМ.
ДЕЛАЙ ДЛЯ СЕБЯ ТО, ЧТО ТЫ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ САМ".
Эта история в драматизированной форме подчеркивает, что действительные взаимоотношения между учителем и учеником весьма отличаются от того, что думает о них будущий ученик. Каззаз был одним из великих мастеров древности, и это утешествие приводится в книге Худжвири "Раскрытие скрытого за завесой", которая представляет собой самый ранний из дошедших до нас трактатов по суфизму на персидском языке.